Снежная тропа открывает юннатам свои секреты в Дни науки

Когда зима укутывает землю снежным покрывалом, кажется, что вся природа замирает и засыпает до самой весны. Лес стоит безмолвный и пустой. Только редкий посвист синиц или стрекот сороки изредка нарушает зимнюю тишину. Но это только видимость. Многие виды зверей в сибирских лесах не укладываются в спячку до теплых весенних деньков, как медведь, барсук или ежик, а ведут зимой активный образ жизни. Конечно, увидеть в дневное время диких зверей очень трудно, они обычно выходят из укрытия с наступлением темноты или ранним утром. Однако, если вы внимательный и пытливый любитель природы, то вам может открыть свои секреты снежная летопись. На ее белых страницах можно прочесть удивительные истории зверей, которые оставили там следы своей жизнедеятельности.

Ребята, занимающиеся в творческом объединении «Экологический календарь» ГУДО «Областная детская эколого-биологическая станция» (ОДЭБС) под руководством О. И. Прохорович уже не первый год ведут наблюдения за млекопитающими в зимний период в окрестностях села Ягуново.

Юннаты сначала изучили особенности поведения разных зверей по литературным источникам, а потом во время походов на природу отмечали все встреченные по маршруту следы животных. Вскоре они выяснили, что рядом с прудами обитают зайцы, норки, колонок, хорек, ласка и даже лиса.

Юннаты станции знают, что каждый вид животного имеет характерные отпечатки лап и следовую дорожку. Также могут определить, какой зверек обитает в определенной местности, по размеру следа, характерному поведению, помету, погрызам, остаткам питания и норам. Все следы необходимо измерить, сфотографировать или зарисовать. Главное, не бояться пеших походов и обследовать местные окрестности. Важно, конечно, чтобы рядом был опытный наставник, знаток животного мира, который поможет вам разобраться с записями, отставленными разными животными на снегу.

В феврале состоялась очередная экскурсия учащихся первого класса «Ягуновской СОШ» на местные пруды Васильевские, которые находятся в центре деревни. Сразу за магазином обнаружили следы хорька. У него очень характерная цепочка следов, представляющая отпечатки двух лап – двухчетки. Этот зверек питается мышевидными грызунами, но в трудное зимнее время часто наведывается в сельские дворы и к мусорным бакам, где находит себе корм. А вот через застывший пруд к огородам тянутся следовые дорожки зайцев. У зайца-беляка, который обитает в Кузбассе, след ни с каким другим животным не спутаешь. При движении заяц большие задние лапы выносит вперед за голову, а меньшими передними лапками опирается при прыжке. Поэтому впереди располагаются отпечатки задних лап, а сзади – следы передних лапок. На кусте боярышника, что растет по берегу, мы видим срезы веток, как будто от секатора, на снегу помет – ровные, как горох, шарики. Ясно, здесь зайчик кормился. В зимнее время ветки кустов и деревьев являются основным кормом зайцев, так как сухую траву скрывает глубокий снег.

Юные следопыты двигаются дальше и замечают тонкую следовую дорожку от одного маленького отверстия в снегу к такому же – на другой стороне тропы. Между цепочки мелких, словно капельки, следов видна тоненькая полоска от хвоста. Это мышка выскочила из подснежного хода, пробежалась по снежку и скрылась в другой норке.

Далее по тропе между прудами видим ровную следовую дорожку, которая выходит из-под снега на обрыве берега, затем пересекает пруд через сухие заросли рогоза и тростника. При исследовании отпечатков лап, выясняется, что двухчетка следов перемежается трехчеткой. Такой след характерен для зверька из семейства Куньих – норки. Этот вид селится по берегам водоемов и в зимний период питается рыбой, которую ловит подо льдом. На Ягуновских прудах вода не замерзает в местах выхода воды из трубы на плотинах и по руслу речки Глухая, где много родников. Это прекрасные места для охоты норок.

Вот так постепенно, шаг за шагом, раскрывает ребятам свои страницы снежная летопись природы. Чтобы научиться ее читать, нужно выучить «звериный букварь», узнать о жизни каждого животного сначала из разных источников: книг, интернета, видео. Начинают изучать эту азбуку уже с дошкольного возраста.

Дети из детского сада № 9, на базе которого действует объединение ОДЭБС тоже учились различать следы животных, только пока на игровом поле. Сначала педагог дополнительного образования Прохорович Ольга Ивановна показала ребятам презентацию о зверях нашего края, которые активны в зимнее время. Затем состоялась увлекательная игра «Юный следопыт». На баннере располагались следовые дорожки разных животных, перепутанные между собой. Дети по жребию вытягивали карточки с изображением этих зверей: лося, зайца, рыси, хорька, волка и изображали их повадки, способы передвижения. Затем нужно было отыскать след своего животного на «полянке» и пройти по этому маршруту. Такое задание, во-первых, закрепляет знания, полученные ребенком на занятии, во-вторых, развивает у него координацию движения в пространстве. Игра очень понравилась ребятам, было весело и познавательно! Теперь, когда дети вместе с родителями поедут на дачу или на природу, то смогут сами разобрать следы настоящих зверей, которые могут встретиться на прогулке.

Мир науки – это не только серьезные научные изыскания, защита диссертаций, конференции. Увлекательный путь в науку начинается с детства, когда ребенок, наблюдая окружающий мир, начинает задумываться и задавать вопросы. Нужно только развивать его интерес к захватывающему исследованию природы, вовремя помочь найти правильную тропку в огромный мир науки.

О. И. Прохорович, педагог дополнительного образования ГУДО «ОДЭБС»

Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Оставить комментарий










   
Индекс цитирования