Мы за чистый воздух в Кузбассе!

Взаимодействие человека с природой – актуальная проблема на сегодняшний день. Дошкольное детство по праву можно считать первым этапом формирования экологической культуры. В этот период закладывается фундамент осознанного отношения человека к окружающему миру, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, формируется желание оберегать родную природу от негативного воздействия.

Педагоги МБДОУ № 211 «Детский сад общеразвивающего вида», г. Кемерово, решили включиться в развитие региональной платформы «Чистый уголь – зеленый Кузбасс», инициированной Губернатором Кузбасса Сергеем Евгеньевичем Цивилевым. Конечно, непосредственными участниками этой программы являются предприятия по добыче и переработке угля. Но вклад детсада, как образовательной организации, заключается в формировании у детей интереса к познанию окружающей среды, представлений о последствиях промышленной деятельности человека, воспитании неравнодушного к экологическим проблемам человека и гражданина.

Экология для ребенка – сложный предмет, поэтому педагог при организации образовательной деятельности должен грамотно подойти к отбору материала и к использованию методов работы с детской аудиторией.

Предприятия по добыче и переработке угля оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Этим вопросом и заинтересовались ребята подготовительной группы. А инициатором такой проблемной исследовательской деятельности с детьми стала педагог Наталья Владимировна Железняк. В течение месяца в группе реализовывался проект «Мы за чистый воздух в Кузбассе!». Участниками проекта были воспитанники подготовительной группы. Предпосылками его появления стало не только желание включиться и поддержать региональный стандарт «Чистый уголь – зеленый Кузбасс», но и подготовка к празднованию 300-летия промышленного освоения Кузбасса в 2021 году и традиционный профессиональный праздник «День шахтера».

Проект начинался познавательным этапом. Дети знакомились с профессией шахтера и её историей. Эмоциональным открытием для воспитанников стали тяжесть и опасность шахтерского труда, а также интереснейшие исторические факты о Горелой горе и рудоискателе Михайле Волкове. Особенно интересно детям было узнать о технике добычи угля, устройстве шахты, познакомиться с исторической и современной угледобывающей техникой. На этом этапе воспитателю помогли интерактивные технологии, использовались презентации, самостоятельно изготовленные макеты.

Следующим шагом стало изучение вопроса взаимодействия предприятий по добыче угля и окружающего мира. Дети не только сами определяли ряд экологических вопросов, но и предлагали пути их решения.

Метод постановки перед детьми проблемной ситуации всегда сложен, но в то же время он позволяет активизировать мыслительные процессы, мотивирует на поиск выхода из ситуации. Дискуссия помогает детям не только решать задачи, но и учиться высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения, слышать партнера и вести диалог с товарищами. Дети в ходе проекта проследили цепочку взаимосвязей от промышленных воздействий до загрязнения почв, воздуха; обеднению растительного и животного мира. Пришли к выводу о том, что в природе все тесно взаимосвязано: воздух, вода, почва, флора, фауна, человек. Недаром понятие «биогеоценоз» в буквальном переводе – это сообщество живого и Земли; система, включающая в себя все факторы живой и неживой среды в пределах одной территории.

Итогом проекта стало создание детьми совместно с педагогом наглядной модели озеленения выработанных территорий, восстановления земель и т.д.

Таким образом, проект стал не только способом решения поставленных экологических проблем, но и возможностью формирования у дошкольников экологического сознания, чувственного отношения к природе. Ведь забота о планете всегда начинается с заботы о себе и своем окружении.

Яна Вячеславовна Жих, старший воспитатель; Наталья Владимировна Железняк, воспитатель, МБДОУ № 211 «Детский сад общеразвивающего вида», г. Кемерово

Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Оставить комментарий