Бурлаковская школа Прокопьевского района – на передовой экологических знаний

История творится не только на полях сражений и околоземной орбите, в научных лабораториях и корпорациях мегаполисов. Маленькие штрихи в хронику событий динамично изменяющегося мира вносят ежедневно, ежечасно в маленьких городах и селах, врачи, спасающие жизни людей, учителя, словно скульптуры, формирующие нежные ростки детских душ.

От профессионализма педагога во многом зависит то, какие всходы появятся через несколько лет, какие навыки, знания, умения, чувства – единство рационального и иррационального, приобретет ребенок, выйдя за порог школы.

В настоящее время в центре внимания учебного процесса находится воспитание экологически грамотной личности – залог устойчивого развития, предполагающего соблюдение баланса между развитием цивилизации на базе инноваций и сохранением окружающей среды для удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений.
Это направление выбрано приоритетным и в сельских школах.
Одна из таких школ расположена в с. Бурлаки Прокопьевского района, где под руководством директора Елены Геннадьевны Садовиной созданы необходимые условия для повышения уровня экологической культуры детей.
  
В Бурлаковской средней общеобразовательной школе обучаются 245 детей, создано дошкольное отделение, сформированное из 16 разновозрастных малышей, что позволяет применять на практике принцип непрерывности экологического образования.

Школа имеет статус региональной инновационной площадки по теме «Формирование эколого-краеведческих умений через проектную деятельность».

В рамках проекта ведут работу несколько программ. Программа «Тропы Кузбасса» нацелена на развитие исследовательских, краеведческих компетенций детей по изучению природы родного края в походах, экспедициях, полевых школах. Руководит данной программой преподаватель географии А. Н. Бугров, он же возглавляет и школьный краеведческий музей.

Программа «Пантелеевский родник» включает деятельность по облагораживанию родника и реки Кривой Ускат, протекающей по территории села. Взяв шефство над источниками, школьники навели порядок вокруг, поставили скамейки и создали зону отдыха в сосновом бору в непосредственной близости от водных объектов. Администрация сельского поселения поддержала инициативу ребят и выделила 300 тысяч рублей для дальнейшего благоустройства.

Программа «Огород» способствует трудовому воспитанию школьников, без которого невозможно полноценное развитие личности. Для этого за школой закреплены 52 сотки земли, которые используют для возделывания овощных культур: тыкв, кабачков, моркови, свеклы, капусты, огурцов, помидоров. В результате у детей есть возможность применять свои трудовые навыки, а на столе всегда свежие овощи и даже собственная квашеная капуста. Делают школьники всё сами: высаживают, пропалывают, удобряют, поливают, убирают зеленцы, корнеплоды и другие дары земли. Основная часть собранного урожая поступает в школьную столовую, а излишки передаются в детские сады.

Кроме того, администрацией района выделено за селом для школы дополнительно еще 18 гектаров земли под картофель и надел земли около школы для сада, который появился с нуля благодаря трудам учеников и педагогов. Юные огородники сами сажали плодово-ягодные кустики, возделывали их и теперь регулярно ухаживают за ними и получают урожай. Так как всё делается руками детей, то обед в школьной столовой стоит всего 20 рублей, к тому же он из экологически чистых продуктов. А полезный ароматный компот, приготовленный из собственноручно выращенных и высушенных яблок, и вовсе круглый год бесплатный.
  
Чтобы все успевать не в ущерб учебе, созданы производственные звенья, между которыми четко распределены обязанности: овощеводы, цветоводы, садоводы. Каждый член звена несет ответственность за определенный вид работ и помогает своим товарищам.

Совместный труд способствует еще большей сплоченности сельских ребят, учит работать в команде и развивает коммуникации, которые пригодятся во взрослой жизни.

Благодаря грамотно организованной работе, в чем несомненная заслуга директора школы Елены Геннадьевны, у детей хватает времени и на другие полезные дела, такие, как, например, заготовка сена в тюках, которое они реализуют жителям, и участие в многочисленных экологических мероприятиях.

В Бурлаках ежегодно проходят эколого-просветительские беседы, классные часы, акции «Родное село», «Чистый берег» по очистке берегов р. Кривой Ускат и другие. Кстати, на реке сейчас сооружена запруда, и она радует сельчан изобилием рыбы.

Достижения этих и других полезных экологических начинаний были бы невозможны без содействия в разных вопросах главы администрации Прокопьевского муниципального района Натальи Григорьевны Шабалиной (бывшего директора этой школы), которой, как никому другому, близки и поняты нужды школы.

В 2018 году по предложению директора школьники поддержали проект «Отходы – в доходы» студентов Ленинск-Кузнецкого филиала Кемеровского областного медицинского колледжа сбором макулатуры и батареек.

Во всех классах Бурлаковской школы состоялись экологические уроки, в ходе которых детям рассказали о том, почему использованные батарейки нельзя выбрасывать вместе с обычным мусором. Ведь в случае попадания элемента питания в почву, под действием внешних факторов происходит разрушение металлического корпуса и, как следствие, загрязнение почвы, воды. Подсчитано, что одна батарейка загрязняет 20 м2 земли, а это территория обитания одного ежа, двух кротов и тысячи дождевых червей.

Стоит отметить, что до встречи Елены Геннадьевны с руководителем ребят-волонтеров из медколледжа Анной Владимировной Бородавко, не все жители с. Бурлаки знали о том, что в Кемеровской области активно ведется сбор не только макулатуры, пластика и полиэтилена, но и другого вторсырья. Например, отслужившие батарейки и элементы питания также можно аккумулировать, а затем передать в специализированную организацию для переработки. Для этого проходят областные акции «Соберем. Сдадим. Переработаем», «Сохрани Землю чистой!», в организациях образования, культуры, социальной защиты населения организуют локальные акции этого направления.

В течение полугода всей школой собирали макулатуру и батарейки, каждый старался, как мог, чтобы внести свою лепту в сохранение природы. Итогом совместного труда стала целая машина бумажного сырья и пятилитровая пластиковая бутылка батареек, которые были доставлены в октябре в г. Ленинск-Кузнецкий и переданы куратору студентов А. В. Бородавко.
  
Систематическая работа педагогического коллектива Бурлаковской средней школы, возглавляемого директором Еленой Геннадьевной Садовиной, по формированию у детей экологоориентированного мировоззрения продолжится и в дальнейшем.

Определяющими ее успех можно считать не только профессиональные качества учителей, но и веру в детей, в их таланты, возможности, душевную чистоту. Ведь без веры в ребенка, пусть иногда даже наивной, если хотите, донкихотской, успех педагога в работе с детьми, особенно с подростками, весьма сомнителен.

Пока не перевелись такие Дон-Кихоты в учительской среде, способные пробудить в ребенке все самое светлое, доброе, его скрытый потенциал Книга истории не закроется никогда и в ней еще будут новые страницы.

Пресс-служба ГКУ КО «Областной комитет природных ресурсов»

Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Оставить комментарий










   
Индекс цитирования