В КуZбассе обсудили практические вопросы реализации регионального закона об экологическом образовании

17 марта в рамках Кузбасского научно-образовательного форума-2022, посвященного Году культурного наследия народов России, в онлайн-формате состоялась форсайт-сессия «Реализация закона об экологическом образовании и формировании экологической культуры в Кузбассе в рамках национального проекта «Экология».

Как отметила во вступительном слове модератор мероприятия, методист Кузбасского регионального института развития профессионального образования Людмила Гридаева, принятие регионального закона «Об экологическом образовании и формировании экологической культуры» стало знаковым событием.

Появление закона в Кузбассе открыло новые возможности для оптимизации процесса получения экологических знаний не только в системах начального, среднего и высшего образования, но и для охвата ими всех слоев населения региона, независимо от их возраста и сферы деятельности. Однако практика реализации закона в образовательных организациях показывает, что в документ желательно внести уточнения с учетом накопленного опыта.

Разнообразные экологические мероприятия сегодня проводятся в большинстве образовательных организаций, начиная уже с младших групп в детских садах. О том, как у них ведется процесс экологического просвещения, рассказали представители различных организаций.

По словам Анны Смышляевой, преподавателя Кемеровского профессионально-технического техникума, у студентов с первого курса необходимо воспитывать экологические привычки, которые помогут им в дальнейшем и в профессиональной деятельности, а также помогут повысить экологическую грамотность. К примеру, в техникуме решили начать изготавливать экологические ручки, а раньше собирали крышки от пластиковых бутылок, макулатуру – и это уже стало для студентов, а заодно и их родителей, не «обязаловкой», а привычным занятием. В планах – написание экологической конвенции, где студенты пропишут правила, которых намерены придерживаться.

Заместитель директора Института биологии, экологии и природных ресурсов КемГУ, руководитель студенческого экологического отряда «ЭкоДесант», региональный координатор Всероссийской общественной организации волонтеров-экологов «Делай!» в Кузбассе Анна Сарсацкая рассказала об опыте работы студентов-эковолонтеров. В частности, они столкнулись с тем, что у людей довольно низок уровень экологической грамотности. К примеру, проведенный квест по экологической тревожности показал, что многие так называемые блогеры пытаются писать об экологии, но при этом даже сами не понимают, что за проблемы пытаются поднять и, тем более, доступно объяснить. У них превалируют эмоции, а не знания. Поэтому очень востребованы методические материалы для проведения уроков экограмотности.

Педагог Светлана Ширяева, много лет проработавшая в системе дополнительного образования Кемерова, отметила, что формально такие понятия, как непрерывность, системность и комплексность в областном законе об экообразовании есть, но на практике они не всегда работают. Так, статистика показывает, что даже в дошкольных образовательных организациях охват детей экологическими мероприятиями – только 85 %, в школах – 70 %. Но этого далеко не достаточно.

По-прежнему актуальным остается вопрос о преподавании в школах предмета «Экология», причем как в обязательной программе, так и факультативно. В частности, педагогам необходимо иметь теоретическую базу, основанную на региональном компоненте, крайне необходим учебник по природе Кемеровской области. Необходимо сохранять живые уголки и учебно-опытные участки, где учащиеся могли бы работать с разными растениями и культурами.

Татьяна Козлова, специалист Комитета охраны окружающей среды Кузбасса, напомнила о том, что уроки экологической грамотности в Кузбассе начали проводить уже около десяти лет назад по инициативе бывшего заместителя губернатора по природным ресурсам и экологии Нины Вашлаевой. Вместе с экологами этот проект поддержали ученые, преподаватели вузов, специалисты промышленных предприятий. Сейчас такие уроки встроены в систему непрерывного экообразования и просвещения. В этот процесс также включились организации культуры: библиотеки, театры, дома культуры, центры по работе с населением.

Для обеспечения различных слоев населения достоверной информацией природоохранной тематики с 2012 года в Кузбассе функционирует региональное экологическое электронное издание – газета «Экологический вестник Кузбасса». Читательская аудитория ее на сегодняшний день – более 1,5 миллиона человек. Актуальным инструментом решения задачи улучшения взаимодействия между органами государственной власти и гражданами являются официальные группы Министерства природных ресурсов и экологии Кузбасса в социальных сетях, где оперативно размещается вся важная информация об экологических мероприятиях природоохранной тематики и анонсы.

Наталья Орешкина, старший воспитатель 205-го детсада из Мариинска, обратила внимание на два аспекта, которые не всегда учитывают в образовательных организациях. Во-первых, нужна благоприятная образовательная среда непосредственно на территории самих учреждений, например, уголки природы, экологические тропы. Во-вторых, необходима заинтересованность педагогов – они должны повышать профессионализм в экологической сфере. Хотя бы через экодиктанты, которые сейчас становятся популярными и на всероссийском, и на региональном уровнях.

Профессор, доктор биологических наук, заведующий Кузбасским ботаническим садом Андрей Куприянов посетовал, что в Кузбассе нет объединенного портала экологических знаний. Региональному министерству образования Андрей Николаевич предложил уделять больше внимания экологическому образованию и активнее способствовать внедрению эколого-ориентированных программ в образовательную практику, что может подтолкнуть к написанию и изданию региональных тематических учебников.

Руководитель Дирекции особо охраняемых природных территорий Кузбасса Евгения Тимченко рассказала об опыте просветительской работы с населением, для которого организуются экологические тропы в заказниках, встречи с учеными и экологами. Много кузбасских дошкольников вступило в ряды эколят – защитников природы.

Модератор сессии Людмила Гридаева, подводя итоги обсуждения, отметила необходимость иметь в регионе официальную программу непрерывного экологического образования, куда были бы включены интересные практики из всех сфер образования: дошкольного, школьного, дополнительного, СПО, высшего. По ее мнению, основой для такой программы мог бы стать неформальный ресурс «Экологическое образование Кузбасса в лицах», где представлены и опыт педагогов, и методические разработки.

Пресс-служба ГКУ «Комитет охраны окружающей среды Кузбасса»

Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *