Россияне считают необходимым продолжать реализацию национальных проектов в ближайшие пять лет

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты мониторингового опроса об отношении россиян к реализации национальных проектов.

Пять лет – не предел

Подходит к концу 2023 год, а значит, время подвести промежуточные итоги реализации национальных проектов, запущенных президентом России в 2018 г. Согласно результатам опроса, за последние три года выросли средний уровень знания о нацпроектах и заметность вклада государства в реализацию отдельных направлений по ним. Другими словами, за непродолжительный период времени национальные проекты стали ближе и понятнее большинству россиян, о чем также свидетельствует общественный запрос на продолжение их реализации.

Какие нацпроекты у россиян на слуху?

На сегодняшний день в пятерку самых узнаваемых входят следующие национальные проекты:

«Демография» (77 %);

«Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (76 %);

«Безопасные качественные дороги» (74 %);

«Здравоохранение» (73 %);

«Образование» (72 %).

В целом за последние три года средняя информированность по отдельным мероприятиям нацпроектов выросла с 57 % до 62 %. Больше всего россияне знают о материнском капитале (98 %, +5 п. п. с декабря 2020 г.), диспансеризации населения (92 %, +6 п. п.), раздельном сборе и переработке мусора (90 %, +1 п. п.), благоустройстве городской среды (89 %, +8 п. п.) и расселении аварийного жилья (88 %, +4 п. п.).

А есть ли польза?

В оценках вовлеченности государства в различные сферы деятельности при реализации нацпроектов также преобладает позитив. Средний показатель («стали уделять больше внимания») по всем направлениям работы властей с 2020 года вырос с 35 % до 48 %. Чаще всего россияне отмечают повышение внимания государства в сферах, обеспечивающих суверенитет России (в том числе технологический): развитие цифровой экономики (73 %, +16 п. п.) и внутреннего туризма (66 %), а также рост производства российской продукции (66 %, +47 п. п.). Более половины опрошенных заметили рост государственного интереса к модернизации транспортной инфраструктуры (60%), качеству и безопасности дорог (59 %, +11 п. п.), благоустройству населенных пунктов (55 %, +8 п. п.) и состоянию науки (55 %, +19 п. п.).

Топ-3 наиболее полезных для российского общества национальных проектов по версии наших сограждан (от числа знающих хотя бы об одном нацпроекте):

«Здравоохранение» (31 %);

«Безопасные качественные дороги» (29 %);

«Жилье и городская среда» (19 %).

Пользу от реализации нацпроекта «Здравоохранение» чаще видит молодежь 18–34 лет (45–37 %), россияне с хорошим материальным положением (38 %), не имеющие детей (36 %), а также проживающие в Центральном федеральном округе (36 %).

«Безопасные качественные дороги» чаще звучат в ответах мужчин (35 % vs. 25 % женщин), представителей старшего поколения 60+ лет (35 %), жителей городов с численностью 100–500 тыс. человек (38 %), «Жилье и городская среда» – в ответах жителей городов-миллионников (28 %) и работников коммерческой сферы (24 %).

Национальный проект «Демография» актуален для молодых людей 25–34 лет (20 %), с высшим и неоконченным высшим образованием (17 %).

Польза от реализации проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» чаще заметна 18–34-летним (25–22 %), жителям городов-миллионников (21 %) и работникам коммерческой сферы (18 %).

Каждый седьмой назвал полезным нацпроект «Демография» (14 %), далее следуют «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (13 %), «Образование» (12 %); каждому десятому видится польза от проектов в спорте, экологии, цифровой экономики, туризма и индустрии гостеприимства и культуры (по 10 %). Еще 11 % назвали успешными все реализуемые национальные проекты.

Дорожное строительство, доступность здравоохранения и образования

На открытый вопрос о наиболее полезных направлениях работы в течение последних четырех лет содержательно смогли ответить 73 % россиян, что говорит об их высокой готовности замечать позитивные преобразования в обществе на фоне реализации национальных проектов. Двумя наиболее часто упоминаемыми нововведениями стали развитие дорожной инфраструктуры, повышение безопасности на дорогах (27 %) и изменения в системе здравоохранения – повышение ее доступности, забота о защите здоровья, диспансеризация, повышение качества медицинского обслуживания, переоснащение медицинских учреждений (26 %).

В топ-5 наиболее популярных ответов вошли также преобразования в рамках нацпроектов «Образование» («доступность образования / повышение его качества / материально-техническое оснащение образовательных учреждений» – 12 %), «Демография» («решение демографических проблем / поддержка материнства и детства / льготы и пособия для детей / материнский капитал» – 10 %) и «Культура» («организация мест досуга и отдыха / модернизация объектов культуры / рост числа культурных мероприятий / доступность объектов» – 9 %). По 8 % назвали также экологические проекты, жилищное строительство (в том числе доступность жилья / реновацию / ипотечное кредитование), цифровизацию государственных услуг и поддержку малого и среднего бизнеса – льготы, дотации, кредиты для предпринимателей и др.

Дальше – больше?

Хотя реализация национальных проектов находит позитивный отклик, очевидно, что предстоит еще немало сделать для повышения уровня благосостояния и качества жизни россиян. С этим солидарны и сами граждане: доля желающих продолжить реализацию национальных проектов в ближайшие пять лет варьируется от 72 % до 98 %. В число самых необходимых национальных проектов, по версии россиян, вошли следующие:

«Здравоохранение», «Безопасные качественные дороги», «Экология» (по 98 %);

«Образование» (97 %);

«Жилье и городская среда», «Модернизация транспортной инфраструктуры», «Наука и университеты» (по 94 %).

Пресс-служба ВЦИОМ

Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *