В Москве прошел Всероссийский съезд учителей и преподавателей химии

Мероприятие состоялось в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова. В нём приняли участие около 2,5 тысяч делегатов практически из всех регионов России: около пятисот в очном формате, остальные – дистанционно.

«Московский университет уделяет огромное внимание взаимодействию с учителями и преподавателями, – отметил ректор МГУ академик В.А. Садовничий, обращаясь к участникам съезда. – Неслучайно всероссийские съезды учителей входят в Программу развития Московского университета под знаком “МГУ – школе”. Это и возможность помощи школе, учителю, и инструмент объединения школьных учителей и преподавателей высших и средних специальных заведений. Университет неразрывно связан со средней школой. Наши преподаватели работают в школах, пишут учебники и методические пособия по химии, а с лучшими практиками можно познакомиться на ежегодно проводимых в университете летних школах учителей».

Учителям химии впервые за несколько лет представилась возможность обсудить накопившиеся проблемы в очном формате. Важность очного общения подчеркнул декан химического факультета МГУ академик С.Н. Калмыков: «Уже само общение между учителями из разных регионов, обмен опытом между профессионалами – одно из важнейших достижений очного участия в съезде. Мы разработали программу, в которую входят не только лекции, но и круглые столы, которые позволяют в живом режиме обмениваться мнениями и обсуждать наиболее актуальные вопросы».

Министр науки и высшего образования В.Н. Фальков в своем обращении к участникам съезда также подчеркнул важность химического образования. «Более 64 тысяч студентов изучают химию и химические технологии в российских университетах, – отметил министр. – Сегодня особенно важно приблизить науку к детям и подросткам, сделать более доступной для них исследовательскую деятельность. А для этого необходимо находить новые форматы и запускать интересные молодежные проекты».

Первый заместитель комитета по науке и высшему образованию Государственной Думы, научный руководитель РХТУ имени Д.И. Менделеева А.Г. Мажуга подчеркнул, что сегодня жизнь человека просто невозможна без продукции химического комплекса. Сегодня на государственном уровне химии уделяется особое внимание. В связи с этим подготовка специалистов-химиков и химиков-технологов является приоритетной задачей. С каждым годом наблюдается всё больше отсутствия преемственности образовательных моделей между школьным, средним профессиональным и высшим образованием. Этой теме, по его мнению, необходимо уделить особое внимание.

Председатель Ассоциации учителей и преподавателей химии Л.С. Левина отметила, что сейчас сложилась благоприятная ситуация для развития системы химического образования: «Борьба с коронавирусной инфекцией расставила акценты в суждениях о роли и значении химии в современном обществе, обнажила болевые точки, связанные с недопониманием возможностей химии и других смежных наук в защите от биогенных угроз. Обратите внимание, что в последние годы в СМИ стали непопулярны публикации хемофобного содержания. Общество семимильными шагами идет по пути осмысления многогранной и незаменимой роли химии, понимания того, что развитие химической науки и промышленности напрямую связаны с экономическим ростом в стране».

Президент Российской академии образования О.Ю. Васильева подчеркнула активную роль организации в формировании научно-методической основы преподавания химии и отметила, что сегодня пришло время ассоциациям учителей-предметников ещё теснее взаимодействовать с вузовским сообществом. Открывающийся съезд учителей и преподавателей химии – прекрасная возможность для такого усиленного взаимодействия.

Вице-президент Группы компаний «Просвещение» П.С. Зенькович подчеркнул актуальность работы съезда конкретным примером: «Недавно были приняты новые, усовершенствованные ФГОСы. Они потребуют нашей с вами – и с ассоциацией, и с МГУ, и с министерствами совместной работы в плане актуализации учебных пособий и программ, чтобы мы могли достичь тех целей, которые ставил президент России в Майских указах 2018 года».

Исполнительный директор Благотворительного фонда Андрея Мельниченко Александр Чередник отметил, что сейчас Россия переживает момент возрождения. Но для поднятия экономики нужны качественные кадры, и проблема их нехватки стоит очень остро. «Да, перед нами стоит архиважная задача по поднятию экономики, но тут же встаёт вопрос, а кто это будет делать? Сейчас условия, в которых работают учителя химии, и то количество часов, которые выделяется на этот предмет, абсолютно не позволяет далее вузам готовить специалистов, – подчеркнул Чередник. – В этом году мы предприняли поиск молодых специалистов для компании «Еврохим», перетряхнув всю вузовскую систему, но при этом смогли закрыть свои потребности только на 50%, не говоря уже о качестве этих кадров».

Заместитель директора департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения А.А. Тимофеева, подчеркивая важность профессии «учитель», процитировала слова Дмитрия Ивановича Менделеева: «Нам особенно нужны хорошо образованные люди, близко знающие русскую природу, всю нашу действительность для того, чтобы мы могли сделать самостоятельные, а не подражательные шаги в деле развития своей страны».

Академик-секретарь Отделения химии и наук о материалах РАН М.П. Егоров также подчеркнул важность широкого химического образования: «Химия становится наукой междисциплинарной. Если в конце XIX – начале XX в. формировались отдельные направления в химии, то сейчас они сливаются, и уже очень сложно провести грань между ними. К тому же, современная химия невозможна без физики и математики».

Вице-президент Российского химического общества академик Ю.Г. Горбунова показала роль учителя на собственном примере: «Закончив обычную школу, я поступила на химический факультет МГУ и теперь доросла до академика. Но ничего бы этого не было, если не школьный учитель. Именно школьный Учитель смог увлечь меня таким сложным и одновременно захватывающим предметом – химия».

Первый вице-президент Российского союза химиков М.С. Иванова отметила, что химическая промышленность столкнулась с тотальным незнанием химии на базовом уровне: «У нас достаточно звездных, талантливых, замечательных детей, однако большинство выпускников средней школы совсем не знакомы с таким важным предметом, как химия. И от имени всей химической промышленности хочу сказать, что мы радеем за то, чтобы базовую химию знали все наши дети».

Коллектив межфакультетского центра «Математическое и программное обеспечение технологий виртуальной и смешанной реальности» показал одновременное пребывание двенадцати пользователей в полностью интерактивном виртуальном пространстве. За тридцать минут мероприятия в виртуальной среде побывало более сотни участников съезда, которым была продемонстрирован историческая реконструкция кабинета Д.И. Менделеева – один из результатов совместного проекта коллективов исторического, химического и механико-математического факультетов МГУ. Посетители познакомились с первыми этапами становления периодической системы химических элементов и получили возможность оказаться на месте известного ученого, самостоятельно провести химические опыты. Подобная технология будет использоваться для создания полноценных классов виртуальной реальности, в которых преподаватель и ученики одновременно находятся в общем цифровом пространстве.

Участники съезда обсудили различные системы школьного и профессионального образования, по которым в ближайшие годы будет формироваться основа основ химических знаний. Полные записи выступлений, а также трансляция работы съезда доступны на официальном канале химического факультета МГУ.

Пресс-служба

Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *