Освоение национальных ценностей, традиций, культуры родного края

Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остается воспитание экологоориентированного мировоззрения. Этнографическая и экологическая деятельность позволяют учащимся, совершая тематические прогулки, экскурсии, походы, познакомиться со своим краем, изучить свою страну, начиная с «малой Родины», познать этноэкологические традиции народа.

С глубокой древности человек осознавал себя частью природы и часто обожествлял ее. По верованиям многих народов, все в природе было живым: ветер, дерево, дождь, небо, солнце и т.п. В древности не было таких понятий, как «экология» и «охрана природы», но люди понимали, что живут благодаря природе, за счет жизни растений и животных. Поэтому и наши коренные народы Кузбасса, в частности шорцы, как и многие другие народы бережно относились к природе. Это отношение проявляется в каждом моменте их жизни: быту, религии, культуре. Важно обращаться к традиционной культуре, чтобы сформировать уважение к окружающему миру, и начинать необходимо с самого раннего возраста.

Таким образом, проведение мероприятий с целью изучения этноэкологических особенностей быта коренных народов Кузбасса на примере шорцев знакомит учащихся с основными традициями шорцев, особенностями среды обитания коренного народа Кузбасса, позволяет изучить связь этноса с экологией региона, стимулировать интерес к истории своего города, области через встречи с интересными людьми, экскурсии, походы.

У учащихся формируются практические навыки и умения, необходимые для исследовательской деятельности. Самостоятельно используя дополнительные источники информации при подготовке к мероприятию, ребята формируют определенные навыки: умение ориентироваться по карте, различать животных и растения, изучить обычаи народа, знать названия городов и поселений. При подготовке к мероприятию учащиеся могут быть поделены на группы изучающие историю, обычаи и традиции шорского народа, семейные обряды, особые духовные силы, народное творчество (песни, музыкальные инструменты), устное народное творчество (пословицы, загадки). Одна из групп может изучить вопрос изготовления и техники заготовки, обработки домашней утвари шорцев, она преимущественно изготавливалась самими хозяевами. При подведении итогов мероприятия важен рассказ о роли традиционных обрядов в современной жизни коренных народов.

Интересно, что многие обряды и обычаи шорцев перекликаются с обрядами и обычаями других народностей. Интересно, что языковые явления тоже часто совпадают. Например, приведем несколько шорских пословиц, схожих по смыслу с русскими пословицами:

1. Вырвется конь – его поймаешь, слово сорвется – его не поймаешь. (Слово не воробей, вылетит – не поймаешь);

2. Бездонный котел не наполнишь. (В решете воды не наносишь);

3. Косулю, которую еще не подстрелил, убитой не считай. (Делить шкуру неубитого медведя);

4. Захочешь лишнего – и хорошего не увидишь. (Радуйся малому – тогда и большое придет);

5. Кто будет с хромым ходить, сам хромать научится. (С кем поведешься, от того и наберешься).

Тема изучения этноэкологических традиций Кузбасса интересна и многогранна. Ее можно начинать изучать и на уроках биологии, географии, проводя интересные массовые мероприятия, на занятиях в творческих объединениях учреждений дополнительного образования детей для всех возрастов. Возможности для этого очень большие: интернет-ресурсы, книги, фильмы, музеи, а самое главное – желание. Это, несомненно, будет способствовать повышению интереса учащихся к Кемеровской области как малой родине, расширению кругозора учащихся, пониманию жизни как наивысшей ценности, вере в красоту и добро.

Ольга Балде, учитель биологии МБОУ «СОШ № 68»,

Галина Четвертных, методист МБОУ ДО ЦДОД,
Прокопьевский городской округ

Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Оставить комментарий