Иерархия мусора: борьба с отходами в странах ЕС

Во многих странах мира законодательство в сфере обращения с отходами нацелено на снижение количества образующихся отходов и обеспечение безопасных для окружающей среды и здоровья населения способов их переработки. Особенно интересно взглянуть на опыт Европейского союза, где за последнее десятилетие в этой сфере достигнуты колоссальные успехи.

Основные для мирового сообщества пути управления отходами были определены на Международной конференции по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (ЮАР) в 2002 году. Они включают предотвращение образования отходов, максимальное повторное использование и вторичную переработку, а также применение альтернативных экологически безопасных материалов.

В Евросоюзе законодательные рамки в сфере обращения с мусором устанавливаются посредством двух основных директив: Директивы по отходам и Директивы по опасным отходам. В ЕС приняты также отдельные директивы, регулирующие обращение со специальными видами отходов: упаковкой, отработанными маслами, отходами очистных сооружений, батарейками, вышедшими из употребления транспортными средствами, отходами электроники.

Требования директив ЕС исполняются через национальные системы законодательств стран-участников.

В странах Европейского союза Директивой по отходам законодательно утверждена иерархия методов обращения с отходами.

Прежде всего, европейцы предпочитают предотвращать образование отходов или повторно используют готовые изделия, не допуская их попадания в отходы. То, что признается отходом, возвращается в хозяйственный оборот в качестве материальных или энергетических ресурсов. И только то, что совсем нельзя использовать, отправляется на специальные инженерные объекты – полигоны, проекты которых предусматривают минимизацию ущерба окружающей среде и строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований.

Во многих странах-членах ЕС введены налоги на сброс мусора на наземных свалках. Это сделано для того, чтобы перенаправить потоки отходов от наземных свалок к более сложным методам их переработки.

В Дании, к примеру, с 1987 года действует подобный налог на отходы в сфере строительства. За сброс таких отходов на наземных свалках полагается заплатить налог по самой высокой ставке. Более низкая ставка используется в случаях, если строительные отходы сжигаются без производства энергии, еще более низкая – для сжигания отходов с производством электроэнергии. И, наконец, самый низкий налог взимается за сжигание отходов с производством электрической и тепловой энергии. Вторичная же переработка налогом не облагается.

Во многих развитых странах действуют законы, в соответствии с которыми каждый житель обязан сортировать по видам отходы, которые образуются у него в домашнем хозяйстве.

Директива ЕС об отходах предписывает раздельный сбор минимум четырех фракций твердых коммунальных отходов: стекла, бумаги, металла и пластика. При этом различные национальные законодательства могут предписывать населению осуществлять еще более тщательную сортировку мусора.

Например, в Швеции граждане обязаны сортировать пластик, жесть, стекло и бумагу, а также компостировать органические остатки. Вредные отходы относят на специальные экологические станции, где размещены контейнеры для аккумуляторов и батареек, фотохимикатов, остатков краски, аэрозольных баллончиков, использованного машинного масла, растворителей и люминесцентных ламп.

Также интересен опыт не принадлежащей к ЕС Швейцарии, где ставят контейнеры для битых и нестандартных бутылок, причем стекло сортируется по цвету: белое, зеленое и коричневое. Отдельно собирают старые электроприборы, батарейки, консервные банки (перед тем как выбросить, жители сами должны спрессовать их с помощью домашнего магнитного пресса).

В соответствии с принципом «загрязнитель платит» предприятия, чья хозяйственная деятельность оказывает негативное влияние на окружающую среду, должны устранить причиненный ими ущерб. Это заставляет экологически небезопасные отрасли промышленности и отдельные предприятия использовать в производстве менее вредные вещества и технологии.

Производители продукции обязаны за свой счет покрывать затраты на предупреждение загрязнения окружающей среды и ликвидацию последствий такого загрязнения, если оно все-таки произошло.

Согласно Директиве по отходам принцип расширенной ответственности производителя накладывает обязанности по сбору, переработке и окончательной утилизации продукции на ее производителя. Под производителем в данном случае подразумевается любое физическое или юридическое лицо, которое профессионально производит, обрабатывает, перерабатывает, продает или ввозит продукцию.

Ответственность производителя включает прием возвращаемых продуктов и отходов, возникающих после их использования, а также последующее управление этими отходами. Кроме того, в обязанности производителя входит информирование общественности о том, каким образом можно вновь использовать и перерабатывать тот или иной продукт.

Чаще всего механизм расширенной ответственности производителя распространяется на такие товары, как упаковка, электрическое и электронное оборудование, автомобили, материалы и оборудование к ним, химические вещества, применяемые в быту (растворители, краски), медицинские препараты, ковры, строительные материалы, офисные канцелярские принадлежности и мебель.

В Евросоюзе все магазины обязаны выполнять директиву ЕС, предполагающую залоговую стоимость тары. Залоговая стоимость означает, что покупатель, сдавая упаковку – например, бутылку из-под газированной воды – в специальные пункты приема, получает назад деньги, уплаченные дополнительно к стоимости товара.

В Германии после введения залоговой стоимости тары на все банки и экологически вредные виды упаковки, включая пластиковые бутылки, такой вид мусора, как тара от напитков, просто перестал существовать – теперь он полностью перерабатывается.

http://www.bellona.ru/articles_ru/articles_2015/waste_hierarchy

Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Оставить комментарий