Электромобилизация

В конце июля российская энергокомпания провела автопробег на электромобиле по трем регионам, включая Кузбасс. За неделю его участники проехали больше 1000 километров, чтобы доказать: экологически чистый легковой транспорт в Сибири – реальность. Настолько ли радужны перспективы электрокаров и электробусов в условиях российских расстояний и климата, выяснял наш корреспондент.
Экспедиция на электромобиле Renault Kangoo (Z.E.) выехала 24 июля из Красноярска, заехала в Кемеровскую область (Тяжинский район), Хакасию и 31 июля вернулась в Красноярский край. Всего путешественники посетили 22 населенных пункта, во время остановок подзаряжая свой электрокар в основном от бытовых розеток. Например, в селе Озеро Большое (Красноярский край), по словам участников, заправить фургон электричеством на своем подворье им разрешила местная жительница.

Пробег на батарейках

«Слоган нашего энергопробега – «Чистый транспорт – чистая Сибирь, – рассказывает директор по связям с общественностью компании-организатора акции «МРСК Сибири» (входит в госкорпорацию «Россети») Дмитрий Смурага. – Проводя автопробег, мы хотим доказать, что путешествия на электромобилях – это не далекое будущее, а экологически чистое настоящее, доступное каждому жителю суровой Сибири. Даже несмотря на то, что Renault Kangoo может проезжать не более 200 километров, а далее ему нужна подзарядка, с заправкой авто не будет проблем. Это можно сделать не только на специальных электрозаправочных станциях МРСК Сибири, но и от любой розетки, найти которую не составит труда».

Сегодня компания по распределению и передаче энергии открыла три заправки для электромобилей в Красноярске и одну – в Кемерове. Как ранее в интервью «Кузбассу» рассказывал и. о. директора кузбасского филиала «МРСК Сибири» Борис Берлин, до конца года в Кемерове и Новокузнецке компания планирует установить по пять электрозаправочных станций.

Между тем, по данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», на начало года в Кузбассе зарегистрировано всего восемь электрокаров (два года назад был один). К этому можно прибавить еще один – недавно кузбасский филиал «МРСК Сибири» приобрел в свой парк тот же Renault Kangoo Z.E., один из немногих, которые сегодня продаются на российском рынке (для корпоративных клиентов с 2015 года, для частных – с 2016-го). Как сообщил руководитель отдела продаж официального дилера марки в Кемерове Максим Водилов, заказов от кузбассовцев на электрокар пока не поступало. Он связывает это со сложностью эксплуатации машины в сибирских температурных условиях. Тем не менее, перспективы у электрокаров есть, считает представитель автосалона, если будет развиваться сеть электрозаправок.

Машине – розетку

Кемеровчанин Артём Червов – обладатель автомобиля Nissan Leaf, самого распространенного электрокара в России, официально в ней не представленного.

«Электричество – это мое хобби, – говорит Артём. – Я собираю электровелосипеды. А когда узнал про такую машину, в жизни появился новый смысл».

Своего японца автоэлектролюбитель пригнал из Владивостока два года назад.

«Автомобиль показал себя великолепно, – рассказывает он. – Вообще электрокар рекомендуют покупать как вторую машину, потом она становится первой, а бензиновая простаивает в гараже, затем – продается. Эта схема работает у всех – сработала и у меня. Пересаживаясь на электротранспорт, ты не привязываешься к бензину, к техобслуживанию (кроме подвески ничего ремонтировать не надо). Забываешь про масло, про выхлоп, про вонь – открываешь капот и не чувствуешь специфического бензинового запаха. Он не шумит, не тарит, ускоряется мгновенно. Это совсем другой автомобиль. Это некая философия. Самый главный плюс – ты не загрязняешь окружающую среду».

По словам Артёма, на Nissan Leaf первого поколения сибирской зимой можно без проблем проехать 60-80 километров (разогревать электродвигатель не надо, литий-ионный аккумулятор немного мерзнет, но жара для него губительнее). Больше – уже нужна розетка. «Смотришь на Японию, открываешь карту быстрых заправок (не розеток, которых у нас и то нет, кроме одной), а их там тьма, – делится переживаниями владелец электрокара. – У нас расстояния сильно большие, пока рано говорить о путешествиях на межгород. Хотя есть уже электрокары с пробегом до 500 километров».

Автомобиль Артёма создавался как городской, и его возможностей для перемещения из дома на работу и обратно ему вполне хватает – 30 км в одну сторону. В своем частном доме и на работе Червов заряжает автомобиль от обыкновенной бытовой розетки. Она должна быть достаточно мощной, с нагрузкой не менее 3 кВт/ч. На полный цикл заряда уходит около пяти часов. Единственной кемеровской электрозаправкой Артём особо не пользуется, поскольку она больше приспособлена для европейских автомобилей: для него это как обычная бытовая розетка. «Если только взять переходник», – отмечает он.

По подсчетам Артёма, при сегодняшней стоимости электроэнергии и бензина (92-го) 100 км на электрокаре обойдутся в 13 раз дешевле, чем на машине с бензиновым двигателем объемом 1,6 л. Фанат электромобилей уверен, за ними – будущее. Однако в Кемерове машина на батарейках до сих пор в диковинку и воспринимается чуть ли не как ковер-самолет.

«Машина без бензина? Да не может быть! – рассказывает Червов о реакции людей, узнающих о его электрокаре. – Да вот, посмотрите, нет трубы». – «Ничего себе!»

«А вы бы видели, как я его ставил на учет в ГАИ. Они меня целый час промурыжили: «Что, правда? А как застраховал? А транспортный налог»? У нас до сих пор приходится платить, как за лошадиные силы. Несправедливо! Нужна поддержка», – размышляет прогрессивный автолюбитель.

Для японских и американских автомобилей кемеровская ЭЗС – обычная медленная розетка, зато пока абсолютно бесплатная.

Не спустить на тормозах
Парк электрокаров в России увеличивается. По данным «Автостата», на начало 2018 года в стране их было 1771, а еще два года назад – 647. Тем не менее по сравнению с мировыми показателями этот рост медленный. Одним их тормозов сектора эксперты называют цены на электрокары. Например, пятиместная грузопассажирская версия Renault Kangoo Z.E. 33 (далеко не самый дорогой электромобиль) в июне стоила 2 млн 769 тыс. рублей. При этом Минпромторг не поддержал обнуление ввозных пошлин на электрокары (нулевая ставка действовала до сентября 2017 года). По мнению ведомства, оно негативно скажется на развитии производства электромобилей в России.

«В качестве возможной поддержки развития электротранспорта проектом стратегии предусмотрены государственное стимулирование спроса, создание благоприятных условий для производства компонентов электромобилей, развитие инфраструктуры, а также поддержка НИОКР в сфере электродвижения», – пояснил в марте источник в министерстве агентству RNS.

Вице-премьер Аркадий Дворкович поручил правительству к осени разработать меры господдержки сектора: льготные кредиты, субсидирование лизинговой ставки, квоты по госзакупкам и так далее. В госпланах и развитие сети ЭЗС. Так, компания «МРСК Сибири» намерена в 2019 году увеличить число зарядных станций в Кузбассе до 20 (на конечных остановках электробусов в Кемерове и Новокузнецке и по маршруту между городами). В перспективе до 2025 года ЭЗС появятся на маршрутах Новокузнецк – Шерегеш, Кемерово – Танай.

«Уверен, что наша инициатива подтолкнет кузбассовцев к некоему переосмыслению и повышению спроса на электромобили. В этом заинтересованы и главы наших крупнейших городов, – комментирует ситуацию Борис Берлин. – Мы уже обсуждали вопрос приобретения электробусов для общественных перевозок».

В кемеровской мэрии подтвердили: перспективы развития общественного электротранспорта есть. Но, опять же, неблизкие. В «Кемеровской электротранспортной компании» также хотели бы добавить к троллейбусам и трамваям электробусы, но нескоро – пока они очень дороги.

Цифры

По данным «Автостата» на 1 января 2018 года, российских парк электрокаров представлен всего лишь семью моделями. Наибольшая доля, 62,3 %, или 1103 экземпляра, приходится на Nissan Leaf. Далее с долей 16 % следует Mitsubishi i-MiEV (283 шт.). Третье место с 11 % занимает Tesla Model S (194 шт.). Также Tesla представлена в российском парке и кроссовером Model X (68 шт.). Но ее пока опережает отечественный электрокар LADA Ellada (93 шт.). Совсем немного у нас в стране Renault Twizy (26 шт.) и BMW i3 (4 шт.).

Порядка четверти (23,4 %) всех электромобилей в России состоит на учете в Приморском крае (415 шт.). В Москве 328 электрокаров, а вместе с Подмосковьем (76 шт.) их количество достигает 404 единиц. Также свыше сотни электрокаров зарегистрировано в Хабаровском (163 шт.) и Краснодарском (125 шт.) краях. В Сибири лидирующие позиции по числу электрокаров занимает Иркутская область – 68 шт., затем идет Новосибирская область – 29 шт., Красноярский край – 18 шт., Томская область – 16 шт., Алтайский край и Омская область – по 9 шт. В Кемеровской области – 8 электрокаров, в Хакасии – 6.

http://kuzbass85.ru/2018/08/06/elektromobilizatsiya/

Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Оставить комментарий