Будущее лесов Сибири

Рослесхоз продолжает подводить итоги года. В Томске прошло выездное совещание по Сибирскому федеральному округу.

Оно состоялось 18 декабря в Томске и было посвящено вопросам эффективности исполнения переданных полномочий в области лесных отношений субъектами Сибирского федерального округа.

Во встрече прининяли участие заместитель министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации – руководитель Рослесхоза Иван Валентик, губернатор Томской области Сергей Жвачкин, начальник департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу Александр Гура, начальник ФБУ «Авиалесоохрана» Андрей Калинин, руководитель ФГУП «Рослесинфорг» Андрей Собгайда, директор ФБУ «Российский центр защиты леса» Владимир Солдатов, а также представители региональных органов исполнительной власти в области лесных отношений и курирующие лесную отрасль в регионах вице-губернаторы.

«Целью совещания является выявление основных проблемных вопросов, слабых мест в нашей работе и определение совместными усилиями путей и приоритетных направлений деятельности с целью повышения эффективности работы органов исполнительной власти субъектов Сибирского федерального округа», – заявил руководитель Рослесхоза, открывая заседание.

«Будущий год для нашей отрасли будет сложным, ведь все мы понимаем, в какой финансово-экономической ситуации мы находимся, – продолжил И. Валентик. – Расходы по государственной программе «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы» будут сокращены на 10 %. Федеральное агентство лесного хозяйства предприняло необходимые действия, чтобы минимизировать потери субвенций регионам. Нам с вами надо быть реалистами и готовиться к тому, что в будущем году нам придется работать в условиях бюджетных ограничений».

Сказал Иван Валентик и о зонировании территорий по зонам мониторинга и применения сил и средств при тушении лесных пожаров: «На сегодняшний момент существовала концепция, когда мы должны тушить все без исключения лесные пожары. Я считаю, что в этом нет технологической необходимости, и мы в настоящий момент можем провести ту работу, которая позволит исключить из зоны безусловного применения сил и средств те районы, в которых природные процессы могут развиваться естественным образом, без ущерба населенным пунктам, гражданам. В субъектах нужно проанализировать и выделить такие районы. Это позволит нам обеспечить достаточность применения сил и средств и не допустить образования новой кредиторской задолженности при тушении лесных пожаров».

Глава Рослесхоза заострил внимание участников совещания на нормах 415-ФЗ «О государственном учете и регулировании оборота древесины», вступающих в силу с 1 января 2015 года. Напомнил, что с начала следующего года законодательством вводится достаточно серьезная административная ответственность за перевозку древесины без сопроводительных документов: штрафы до 50 тысяч рублей на должностных лиц и до 700 тысяч – на юридических с конфискацией транспортного средства и древесины. Частично начнет работать и Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС), в которую регионам предстоит вносить информацию по всем договорам аренды и купли-продажи лесных насаждений. Эффективная и своевременная реализация 415-ФЗ названа одной из приоритетных задач для всех регионов на 2015 год. В настоящее время готовность Сибирского федерального округа к введению новых норм 415-ФЗ оценивается лишь в 50 процентов, что связано с большим количеством договоров аренды и купли-продажи. Томской области, на территории которой два года реализуется областной закон, аналогичный федеральному, начать работать в новых условиях будет проще, чем территориям, где оборот леса ранее не регулировался на законодательном уровне.

«К концу декабря мы планируем передать в Государственную думу Российской Федерации законопроект, который позволит субъектам малого и среднего бизнеса приобретать древесину по договорам купли-продажи, как это было ранее, – уточнил заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ, руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Иван Валентик, развивая тему совершенствования правовой основы лесных отношений. – Минимальная ставка платы по таким договорам будет уходить в федеральный бюджет, а региональный коэффициент – поступать в бюджеты регионов, став дополнительным источником формирования доходов бюджетов».

Данный законопроект, по мнению большинства экспертов, позволит исключить из серого оборота древесину, которая ранее поступала на рынок через договоры купли-продажи для собственных нужд граждан, а также создаст легальные и прозрачные условия для деятельности малого и среднего бизнеса в лесу.

Заместитель губернатора Томской области по агропромышленной политике и природопользованию Андрей Кнорр подчеркнул, что данный законопроект особо важен для территорий, где развит мелкий и средний лесной бизнес, таких, как, например, Тегульдетский район, где мелким предпринимателям очень сложно конкурировать с крупными компаниями, арендующими основной процент лесов в районе.

В целом, как отметил руководитель департамента лесного хозяйства по СФО Александр Гура, в округе по итогам 2014 года произошел рост лесных площадей, переданных в аренду (на 7,1 %). Наибольшее вовлечение лесного фонда в использование отмечается в Алтайском крае и Иркутской области. В Томской области достигнут целевой прогнозный показатель по доле площадей лесного фонда, переданных в аренду.

По-прежнему остро стоит в субъекте вопрос по взиманию платежей за использование лесов. С начала 2014 года сумма недоимок по платежам в федеральный бюджет увеличилась на 22 процента. Наибольший рост недоимки произошел в Красноярском крае (на 229,5 млн руб.) и Иркутской области (на 21,5 млн руб.).

По его словам, с планом лесовосстановительных работ по данным на 1 декабря округ справился на 97,8 процента. Томская область перевыполнила план лесовосстановительных мероприятий на 17 процентов. Невыполнение запланированных объемов лесовосстановления отмечено в 4 субъектах округа: в Забайкальском крае (90,8 %), Кемеровской области (92,8 %), в республике Хакасия (93,9 %) и в Красноярском крае (95,8 %). Основные проблемы по лесовосстановлению на территории округа связаны с невыполнением договорных обязательств арендаторами лесных участков. На территории Забайкальского края и Кемеровской области причинами не выполнения объемов искусственного лесовосстановления является дефицит посадочного материала для создания лесных культур, который прослеживается из года в год. «В связи с выявленными проблемами в 2015 году перечисленным регионам необходимо увеличить площади посевов в лесных питомниках в целях обеспеченности собственным посадочным материалом», – отметил А. Гура.

К положительным моментам в работе органов исполнительной власти субъектов РФ руководитель департамента отнес увеличение объёма софинансирования из бюджетов субъектов. В текущем году из региональных бюджетов выделено на 11,5 % больше средств.

В 2014 году на 6,9 % увеличилась средняя заработная плата специалистов органов государственной власти субъектов в области лесных отношений и составила 39 тыс. руб. в субъектах РФ, варьируется от 32,5 тыс. руб. в Республике Алтай, до 46,3 тыс. руб. в Новосибирской области.

Глава ФБУ «Рослесозащита» Владимир Солдатов увидел угрозу для будущего восстановления лесов в отсутствии страхового фонда семян в большинстве регионов округа. Предостерег руководитель Российского центра защиты леса и от надвигающейся на сибирские леса вспышки массового размножения шелкопряда-монашенки. Хотя этот вредитель и не вызывает полной гибели лесных насаждений, но подготавливает отличную кормовую базы для усачей и короедов, которыми заселены огромные площади мертвых древостоев, образовавшихся в Сибири после лесных пожаров последних лет.

Начальник ФБУ «Авиалесоохрана» Андрей Калинин отметил, что «не всеми субъектами РФ округа на должном уровне исполняются переданные полномочия, на это влияют как объективные, так и субъективные причины».

Так, в 2014 году количество пожаров увеличилось в 2,6 раза и в 8,7 раза возросла площадь, пройденная огнем. Наиболее горимыми субъектами РФ пожароопасного сезона 2014 года стали Иркутская область, Забайкальский край, Красноярский край, Республика Тыва – на них приходится 88 % площади, пройденной огнем.

Основными причинами такой ситуации являются низкая оперативность тушения лесных пожаров, опоздание по введению режимов ЧС, слабая работа с местным населением.

«В 2015 году необходимо обратить особое внимание на подготовку специализированных учреждений по охране лесов от пожаров в части создания и содержания систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров; подготовку и переподготовку руководителей тушения крупных лесных пожаров в количестве 1226 человек; на усиление группировки ПДПС в субъектах Российской Федерации за счет расширения штатной численности региональных учреждений по авиационной охране лесов от пожаров в рамках соглашений с Рослесхозом; на своевременную качественную подготовку и утверждение планов тушения лесных пожаров и Сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с установленными требованиями», – сказал А. Калинин.

В завершение рабочей встречи заместитель руководителя Рослесхоза Николай Кротов призвал регионы к более качественному исполнению переданных полномочий в области лесных отношений, особенно в части реализации 415-го федерального закона. «Вы все должны понимать, что именно с 1 января 2015 года нормы законодательства по запрету перевозки древесины без сопроводительных документов заработают в полную силу. Информация обо всех лесопользователях, работающих на территории сибирских регионов, должна быть внесена в общий информационных портал до Нового года. Несвоевременное внесение данных может остановить работу всей лесной отрасли», – подчеркнул он.

http://www.rosleshoz.gov.ru/media/news/2179

Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Оставить комментарий














   


Индекс цитирования